|
КРАТКО, ВНЯТНО, ПРОСТО
Гаспаров М.Л. Русский стих 1890-х - 1925-го годов
В книге М.Л.Гаспарова. Русский стих 1890-х - 1925-го годов в стиховедческих комментариях на материале сочинений 95 поэтов предлагается очерк русского стихосложения, построенный как подробнейший комментарий к полностью воспроизведенным поэтическим текстам. Экзотические примеры, найденные Гаспаровым на страницах забытых изданий или в литературных архивах, подобно «экспонатам кунсткамеры», позволяют легко усвоить традиционно считаемую сложной область теории литературы. Книга одновременно иллюстрирует важнейшую особенность поэтической ситуации рубежа веков: формальная изощренность поэтической продукции могла существовать и развиваться только в условиях, когда писание стихов носило характер эпидемии.
Наличие «армии поэтов» полудилетантов (вспомним статью Мандельштама и Блока) создало значительный круг подготовленных читателей, и этот круг был иногда шире, чем средний тираж поэтического сборника.
Завершают книгу характеристики всех авторов поэтических экспонатов от Георгия Адамовича до таинственного поэта Т.А. Ящука, и чтение этих характеристик вновь поражает нас способностью Гаспарова коротко и точно писать о, казалось бы, неохватных явлениях.
Константин Поливанов
«Сегодня», 1993, 10 декабря, №92
Гаспаров М. Л. Русские стихи начала 1890-х – 1925-го годов в комментариях: учебное пособие для вузов.
М. — «Высшая школа, 1993.
Основные принципы, по которым строится пособие (авторский подзаголовок «опыт антологии» более точен), изложены автором в предисловии к изданию: это, во-первых, «порядок подбора материала не хронологический, а логический, от одного аспекта строения стиха к другому»; во-вторых, «стиховедческие комментарии к каждому стихотворению пространны и следуют друг за другом», в итоге складываясь в связный очерк русского стихосложения, в-третьих, «из художественного материала решительно отбирались тексты, интересные именно со стиховедческой точки зрения, экспериментальные, часто раритетные»; в-четвертых, «рамки материала ограничены сравнительно небольшим периодом - первой четвертью ХХ в., исключения единичны»; и в-пятых, автор отказывается от использования в антологии стихов классиков, что, конечно же, повышает ее ценность; «большинство стихотворений перепечатывается впервые, многие публикуются впервые по архивным текстам» (среди авторов печатающихся и перепечатывающихся впервые текстов - К.Арсенева, А.Антоновская, Божидар, С.Вермель, М.Долинов, И.Калинников, А.Квятковский, В.Курдюмов, Чролли и др.) Сам автор объясняет такой подход тем, что «третий сорт - ничуть не хуже первого». Нам кажется, дело не только в этом. На «третьем сорте» читателю «учебного пособия» и «тренироваться легче» - такие стихи формально более ощутимы, содержание их - проницаемо, конструкция - наглядна (не зря же автор называет их «экспонатами кунсткамеры»). Нужно ли объяснять, что созданная М.Л.Гаспаровым «поэтическая кунсткамера» существенно отличается от всех имеющихся в отечественном стиховедении образцов и может считаться пионерской ( в буквальном, а не в школьном смысле слова). По масштабам проделанной работы она, может быть, сопоставима только с брюсовскими «Опытами». Что же касается жанра, - то как «учебное пособие» антология безупречна. Постоянно прерывающие стиховедческий комментарий вопросы типа - «Какое чтение кажется более естественным и почему?» — доставят истинное удовольствие всем читателям независимо от возраста, имущественного положения и политических взглядов.
Завершается антология образцовым исследованием с простым названием «Стих и смысл: Семантика 3-ст. хорея» (впервые - DV. 1993. N5; здесь же заинтересованный читатель сможет узнать о предыстории и истории создания антологии).
Е.А.Вощев
|